• ABA-терапия: дрессура или волшебство?

    В представлении многих АВА терапия имеет две крайности: некоторые представляют АВА как дрессуру - ничего сложного, посадил "аутиста" в угол, прижал столом, помахал перед глазами конфетой, и давай бубнить: "Посмотри на меня!", "Похлопай", "Где красный?".

    Другие представляют АВА как западную сложную науку - где бы найти специалиста АВА, который будет заниматься с ребенком и вылечит его от всех аутистических недугов? Специалист должен быть именно АВА, и именно сертифицированный, желательно "заморский", ну и очень-очень опытный.

    Где же истина? Как всегда, там, где "золотая середина".  Трудно переоценить пользу, которую поведенческий анализ вносит в процесс развития и воспитания ребенка с особенными потребностями. В то же время, применять элементы АВА при взаимодействии с ребенком  по силам не только специалисту-дефектологу, но и заинтересованным родителям.

    Прикладной анализ поведения (АВА) - это наука, целью которой является изменение и улучшение социально-значимого поведения любого человека.

    Достижение цели происходит с помощью определения факторов, которые воздействуют на это поведение и применения стратегий, опирающихся на научные принципы и законы формирования поведения.

    Схема проста: A=>B=>C,
    где A - предшествующие факторы, B - поведение, С –последствия

    Например:

    мама забрала машинку - плачет ребенок – отдала машинку (доступ к желаемому)

    мама привела ребенка на занятия - плачет ребенок – ушли (избегание, уклонение)

    папа смотрит телевизор - ребенок дерется – добившись внимания, ребенок успокаивается (привлечение внимания)

    независимо от предшествующих факторов - ребенок ест песок - поиск сенсорных ощущений

    АВА добивается больших успехов в области работы с аутизмом. Соответственно, поведенческие аналитики, прежде всего, заботятся об одном: об изменении поведения.

    Практическая цель изменения поведения является совершенно уникальной для социальных наук. В рамках большинства других подходов специалисты стремятся достичь «понимания» и рассматривают его как нечто отличное от изменения поведения.

    АВА является наукой о действиях: все то, о чем принято думать как об «обстоятельствах» или о «сущности» (например, психическое, душевное состояние, характерные особенности и т.п.). С течением времени данный подход доказал свою эффективность. АВА-терапия признана одним из наиболее действенных и распространенных методов работы с аутизмом.

    В рамках АВА-подхода специалист решает не только проблемы нежелательного поведения. Так же проводится системная работа по развитию когнитивных способностей, освоению учебных навыков и тд.

    ABA подходит и для детей с другими расстройствами.

    Екатерина Рыжова, дефектолог Happy Kids

  • Пальчиковые игры

    Ученые, изучающие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

    Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

    Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Давайте посмотрим, для чего так необходимы пальчиковые игры:

    - Развитие речи. Двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь, да и не только она.

    - Развитие умения ребенка подражать взрослому, воспринимать обращенную речь. 

    - Концентрация и распределение внимания.

    - Сопряжение речи ребенка и упражнений из пальчиковой гимнастики поможет сделать речь более четкой, ритмичной, яркой.

    - Развитие памяти ребенка: в пальчиковых играх нужно запоминать и положение пальцев, и последовательность движений, стихи.

    - Подвижность и гибкость кисти и пальцы рук, что поможет в дальнейшем в освоении навыка письма!

    Любые упражнения эффективны только, если вы делаете их регулярно. Вот и пальчиковые игры принесут эффект при ежедневных занятиях минут по пять.

    Как вы считаете – нужно ли постоянно менять игры, чтобы сохранить к ним интерес? Скорее всего, Вы заметили, что дети любят повторять одно и то же движение, процедуру или действие. Это – механизм научения. Чтобы навык закрепился, ребенок будет повторять его снова и снова.

    Приведу несколько примеров пальчиковых игр: 

    Фруктовая ладошка

    Поочередно разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого.

    Этот пальчик - апельсин, он, конечно, не один.

    Этот пальчик - слива, вкусная, красивая.

    Этот пальчик - абрикос, высоко на ветке рос.

    Этот пальчик - груша, просит: «Ну-ка, скушай!»

    Этот пальчик - ананас, фрукт для вас и для нас.

                    Показывают ладошками вокруг и на себя.

     

    Дом и ворота

    На поляне дом стоит,

    «Дом»   изобразить   двумя  руками,крышу дома — пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.

    Ну а к дому путь закрыт.

     Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются  друг с другом, большие пальцы — вверх («ворота»).

    Мы ворота открываем, в гости всех вас приглашаем.

    Ладони разворачиваются параллельно

     

    Насекомые

    Дружно пальчики считаем,  насекомых называем:

    (сжимаем и разжимаем пальцы)

    Бабочка, кузнечик, муха, это жук с зеленым брюхом.

    (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)

    Это кто же тут звенит?

    (вращаем мизинцем)

    Ой, сюда комар летит! Прячьтесь!

    (прячем руки за спину)

     

    Берёза
    (Плавное движение правой рукой в сторону-вверх)

    Берёза моя, берёзонька.
    (То же, но левой рукой)
    Берёза моя кудрявая.
    (подъём рук вверх, вдох)
    Стоишь ты, берёзонька,
    (Опустить руки, выдох)
    Посреди долинушки,
    (подъём рук, вдох)
    На тебе, берёзонька,
    (Опустить руки, выдох)
    Листья зелёные,
    (Подъём рук, вдох)
    Под тобой, берёзонька,
    (Опустить руки, выдох)
    Трава шёлковая,
    (Подъём рук, вдох)
    Вокруг тебя, берёзонька,
    (Опустить руки, длительный выдох)
    Девицы красные
    Венки вьют, плетут…

                                      Дефектолог, игротерапевт Екатерина Рыжова

     

     

     

     

     

     

     

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика