• 6 vs 7: когда идти в первый класс

    Многие родители считают, что если их ребенок научился читать и считать, то его пора отдавать в школу. В литературе описаны случаи формирования навыков чтения у детей в возрасте двух с половиной и трех лет. Однако, всё это не означает, что в столь раннем возрасте дети готовы к систематическому организованному обучению в школе. Умение читать, писать и считать является лишь проявлением и признаком интеллектуального развития детей.

    Большинство из тех, кто пошел в школу с 6 лет, потом испытывают трудности в обучении. Дети просто не готовы к школе: они еще не наигрались, поэтому на уроках вместо того, чтобы заниматься, они продолжают играть. Причины их неготовности не только психологические, но и физиологические: шестилеткам сложнее сосредоточиться, их рука еще не готова к письму, они быстрее устают и чаще болеют, многие на уроках плачут, домашнее задание им делать тяжело.

    А вот семилеткам учиться гораздо легче: у них мозг уже иначе работает, в них проще что-то вложить. К тому же у них выше работоспособность, они устают уже меньше и больше усваивают на уроках. Лучше адаптируются, чаще занимают среди сверстников лидирующее положение. Этот лишний год не означает, конечно, что ребенок станет отличником, но создает для него определенный «запас прочности», — гарантию стабильности его успехов и базу для дальнейшего развития.

    Конечно, есть и подготовленные шестилетки, но это очень маленький процент детей. Опыт показывает, что, как правило, родители жалеют о том, что отдали ребенка в школу слишком рано.

    Могут ли родители сами определить, готов ли их ребенок к школе? В целом, да. Это можно сделать с помощью следующих несложных проб.

    Проба №1. Срисовывание детьми графического образца, состоящего из геометрических фигур и элементов прописных букв. Образец должен быть нарисован на белом листе бумаги без линеечек и клеточек. Перерисовывать его надо на такой же белый лист бумаги. При срисовывании дети должны пользоваться простыми карандашами. Не разрешается использовать линейку и ластик.

    Проба № 2. Проведение с детьми игры с правилами. Например, это может быть игра «Черный, белый не берите, да и нет не говорите». В этой игре сразу видны дети, не соблюдающие правила и потому проигрывающие. А ведь в игре соблюдать правило проще, чем в учебном задании. Поэтому, если у ребенка есть проблема такого рода в игре, то в учебе она тем более проявится.

    Проба № 3. Перед ребенком кладут перепутанную последовательность сюжетных картинок. Можно взять картинки из известной детям сказки. Картинок должно быть немного: от трех до пяти. Ребенку предлагают сложить правильную последовательность картинок и составить по ним рассказ. Чтобы справиться с этим заданием, у ребенка должен быть развит необходимый уровень обобщения.

    Проба № 4. В игровой форме ребенку предлагают слова, в которых надо определить, есть ли там искомый звук. Каждый раз договариваются, какой звук надо будет найти. На каждый звук дается несколько слов. Для поиска предлагаются два гласных и два согласных звука. Искомые в словах звуки взрослый должен произносить очень четко, а гласные тянуть нараспев.

    В заключении хочу еще раз подчеркнуть: программа начальной школы ориентирована на семилеток, поэтому я за то, чтобы отдавать детей в школу с 7 лет.

    Лали Алексеевна Лежава, педагог дошкольного образования детского центра Happy Kids

     

     

     

  • От трех до шести лет: чему пора учиться?

     

    Многих родителей беспокоит вопрос, что должен уметь и что умеет их ребенок в 3 года. Неоспоримо, что все дети очень разные, и поэтому их умения и навыки сильно отличаются. Но все же стандартный перечень того, что должны уметь делать трехлетние дети, существует. Предлагаю Вам познакомиться с ним, чтобы выявить возможные пробелы и оценить сильные стороны своего малыша. 

    Ребенок способен различать цвета (норма знаний – восемь основных цветов), определять формы предметов - квадрат, треугольник, овал, круг. Имеет понятия о сторонах: левой и правой.

    Ребенок правильно строит предложения: употребляет имя существительное, глагол и прилагательное. Правильно пользуется предлогами: «за», «на», «под», «в». Понимает такие обобщающие слова, как «посуда», «одежда», «фрукты», «овощи». Особо эти понятия он в своей речи не использует, но уже знает, что тарелка, ложка, вилка, кастрюля – это все посуда.

    Трехлетний малыш способен запомнить (выучить наизусть) несколько простых стихотворений, состоящих строчек из четырех. Может рассказать коротенькую сказку, правда, пока лишь с помощью взрослого. Ориентируется во временах года, знает, чем они отличаются. Ребенок в 3 года отличает домашних животных и птиц от диких и знает, как называются их детёныши, к примеру, у собаки - щенок, у коровы – теленок, у курицы – цыпленок, у волка - волчонок и тому подобное.

    В своем поле зрения ребенок может удерживать три-четыре предмета, способен отыскать два одинаковых предмета или пару, схожую друг с другом.

    Ребенок уже способен связать явления с предметами, объединить их по элементарным признакам, например, что птицы живут на деревьях; что снег белый, холодный и идет зимой; что самолеты летают в небе, а небо находится высоко-высоко. У ребенка уже получается определить на картинке лишний предмет, а также находить различия между двумя идентичными вещами.

    Он ориентируется в размерах предметов и может сравнить три-четыре. Например, эта ступенька высокая, а вот другая - низкая; эта дорога длиннее, а вот эта – короче; этот мячик большой, а этот – меньше; это дерево выше, а этот куст ниже. Сможет найти один предмет и много предметов и сравнить, каких меньше, а каких больше.

    Проанализировав вышерассмотренные умения и навыки ребенка в 3 года, можно сделать вывод, что их список довольно обширный, и задача родителей - суметь сделать так, чтобы их малышу были интересны процессы узнавания и познания.

    Дети четырех-пяти лет обладают достаточным объёмом памяти и интеллекта для того, чтобы расширить и накопить свои знания в различных видах мыслительной деятельности и творчестве.

    Заниматься развитием интеллектуальных способностей ребёнка нужно, начиная с раннего возраста. Некоторые из нас совершают ошибку, считая, что в 4-х летнем возрасте ещё рано овладевать знаниями и готовиться к школе. Если не начать подготовку ребёнка к школе заранее (примерно за два года до поступления в школу), у него может возникнуть сильная утомляемость от избыточного объёма знаний, внезапно обрушившихся на детские плечи. И, как следствие, возникают трудности с получением знаний в объеме школьной программы, а также возникает отсутствие интереса к учёбе. Поэтому процесс развития личности должен быть комплексным и систематическим, начиная с раннего возраста.

    В первую очередь, ребенок должен знать цифры от 0 до 10. Также он должен знать и арифметические знаки – вычитание, сложение, равно и решать арифметические задачи с этими знаками в одно действие. Ребенок должен уметь разделить квадрат и круг на равные части и знать прямой и обратный счет от 0 до 10.

    Ребенок уже должен уметь выполнять задания не отвлекаясь, как минимум, в течение пятнадцати минут. Еще он должен уметь играть в развивающие игры на быстроту реакции и внимание, копировать узор и находить отличия между рисунками или предметами.

    Ребенок уже должен уметь повторять текст из трех-четырех предложений, запоминать, как минимум, десять картинок, а также скороговорки, фразы и считалки. Ребенок уже вполне может рассказывать рассказы, стихи и сказки, определять последовательность событий, отвечать на логические вопросы, уметь заканчивать предложения и находить лишнее слово в группе однородных слов.

    К шести годам ребенок должен уметь правильно держать в руках карандаш, ручку и кисточку, и, плюс к этому регулировать силу нажима и менять направление движения руки в зависимости от изображения. Ребенок должен четко уметь располагать изображение в заданном месте на листке бумаги. Пользуясь раскрасками, малыш уже должен уметь правильно раскрашивать изображения, не выходя за контуры.

     Речь у ребенка уже должна быть достаточно развитой, он должен уметь составлять рассказ по картинке и с выражением читать стихи. То есть, ребенок должен уметь строить предложения и образовывать словосочетания, а также понимать и объяснять смысл пословиц. В этом возрасте уже пора научить ребенка делить простые предложения на слова, слова делить на слоги, различать согласные и гласные, мягкие и твердые звуки. Ребенок должен уметь определять, на какой слог падает ударение, и определять количество букв и звуков в слове.

    Это основные знания, которыми должны овладеть дети 3 — 6 лет, но они не являются стандартными критериями. Очень хорошо, если ваш ребенок уже знает и умеет гораздо больше того, о чем мы писали. Мы очень надеемся, что наша статья поможет определить, на что Вам следует обратить внимание в первую очередь, для того чтобы ваш ребенок был всесторонне развит.

     

     Лали Алексеевна Лежава, педагог дошкольного образования.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика